Блог

Что такое личностный рост на самом деле?

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp

Содержание поста

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Эту статью я написал специально для учеников в нашей Школе Акмеологии как руководство для саморазвития и более профессиональной диагностики конфликтов и кризисов клиента.

Личностный рост это слишком избитое слово сочетание сегодня. Одни думают что это потанцевать на стульях под Тони Роббинса, другие признают только лайфспринг и трансформацию Эрхарда.

Но как ты понял на сколько сантиметров ты вырос как личность сегодня? Какой критерий?

Наиболее четким критерием на мой взгляд — является прохождение человеком возрастных кризисов.

Каждый кризис это проверка на самостоятельность. Если прошел успешно – человек становится автономным и независимым.

Более адаптирован к изменениям окружающего мира и как следствие более успешным в материальном плане.

Не пройденные кризисы – это болезнь растянутая на всю жизнь, люди могут постареть, но так и застрять на какой-то фазе кризиса на долгие годы.

Для этой статьи данные взяты из различных источников и пропущены сквозь призму своего восприятия. Я имею право как ошибаться, так и претендовать на истину последней инстанции. Вот несколько ссылок которые я брал за основу.

http://mria_ts.livejournal.com/
https://www.b17.ru/article/4388/
http://onevroze.ru/osnovnye-xarakteristiki-vozrastnyx-krizisov-v-zhizni-cheloveka.html
http://www.vitamarg.com/konsultacii/ludi/1172-krizisnye-periody

Готовы попасть в этот чудный мир как человек, а не кот например и пройти все уроки души?

Полетели… 1 год – доверие и любовь к миру.

Я и мир

Задача: адаптация к окружающему миру. Научится излагать свои желания. Хотя бы пальцем или ором.

Потребность: признании права на желания. Они не могут быть игнорированы.

Если кризис не пройден: человек становится замкнутым и прячет свои эмоции. Не знает чего хочет. Либо вынужден криком получать желаемое и во взрослом возрасте. В тренингах такой участник постоянно требует к себе внимания по любому поводу, но при этом не может толком объяснить чего хочет, просто потому что родители не уделили должного внимания. Орет чтобы привлечь внимание.

Новообразования к концу кризиса:

– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;

– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;

– произвольность движений и жестов, управляемость;

– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

3 года – кризис идентичности, отделение от матери осознание себя

Я и родители

Задача: проявление своей воли. Отделить себя от матери. Первая самостоятельность. Сам зубы чищу. Сам пол мою! Дай это мое!

Потребность: Самостоятельности действий

Если кризис не пройден: Беспомощность в элементарных вопросах. здесь Родители могут сломать волю чрезмерным воспитанием и ограждением ребенка от получения самостоятельного опыта и ошибок. Мы можем увидеть беспомощных “взрослых” не способных установить программу в телефон или сходить в больницу одному. В тренинге такие участники “не могут” сделать элементарные задания без команды.

Результат к концу периода: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков.

7 лет – социальное определение

я и коллектив. Первый звонок в школе это почти всегда дикий стресс.

Задача: прояснить свою роль в иерархии: лидер – последователи – аутсайдер

Потребность: установить социальные связи в новой среде, к этому моменту садик уже пройденный этап.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.

Если кризис не пройден: человек не может найти свое место в коллективе. В тренинге такой участник занимает позицию аутсайдера с первых же уроков.

Результат к концу периода:

  • четкое понимание где он в социальной иерархии– внутренний план действий;

– возникновение интегративного мышления, рефлексии;

– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;

– рождение Я-концепции, самооценки.

7-12 лет кризис знания

Задача: научится учится. Логическая обработка информации.

Потребность: Уважение.Поддержание отношений в коллективе, оценки, похвала учителей и родителей.

Если кризис не пройден: вечный двоечник, отсутствие интереса к обучению. Не компетентность в базовых вопросах. Ни читать, ни считать. В тренинге тоже самое, вроде купил, но изучать лень.

Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

12-14 лет – Подростковый кризис идентичности. принадлежность к полу

Борьба за независимость, чтобы перестали считать ребенком. Пьем водку и курим чтобы показаться взрослым. Грубим и хамим всем. Возвращаем гнев, который получили до этого. Потому что сейчас уже можем показать зубы.

Задача: найти свою идентичность и установить интимные отношения.

Потребность: в состоятельности себя как личности.

Если кризис не пройден: страх контроля и вечный рок-н-ролл, чтобы показать всем и доказать свою независимость. Либо суицидальные тенденции. Чаще всего показные чтобы привлечь внимание.

В тренинге или коучинге, это может быть явный оппозиционер из принципа, транслирует отношение к родителям. Делает как считает нужным и нарочито игнорирует инструкции.

Новообразования к концу кризиса:
– умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
– чувство взрослости;
– рефлексия.

14-18 лет Юношеский период

Задача: проявить себя. Показать на что ты способен, это время для подготовки и поступления в ВУЗ. Эгоцентричная доминанта. СМОТРИ КАК Я МОГУ!

Потребность: преодолевать волевые сопротивления. Риск.

Если кризис не пройден: состояние безволия. Избегание усилий в своей жизни. “Мне бы просто пассивный доход и домик у моря чтобы никто не трогал” в тренинге это наиболее часто встречающийся типаж: типичные ждуны чудес.

Результат к концу периода:

– самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;

– контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;

– нравственные убеждения.

18-20 лет Кризис Юности. Расставание с детством

Обычно это универ/колледж или армия. Новый коллектив и нужно проявить самостоятельность. Страх ответственности. У женщин за создание семьи. у мужчин уход в армию.

Задача: взять ответственность за свою жизнь

Потребность: в определенности – куда дальше?

Если кризис не пройден: перекладывание ответственности на других. Поиск виноватых, причин неудач. Жизнь в надежде на чудо. Уход от реальности, например в наркотики или компьютерные игры.

В женском варианте это часто проявляется как “поиск спонсора” который решит все мои проблемы. Тем самым женщины консервирует свою личность. В тренинге это перенос ответсвенности за свои результаты на тренера. Покупают именно с таким мотивом.

Новообразования к концу кризиса:

– способность к близости без потери собственной идентичности;

– при благополучном разрешении рождается верность.

22 года кризис ориентира после вуза

Задача: выживание и безопасность

Как правило после вуза человек уже вынужден искать работу, сам снимает квартиру, платит по счётам. Как правило постоянных отношений и детей ещё нет.

Потребность: в минимальном доходе и развлечениях. Родители деньги как правило уже не дают и перед сверстниками уже стыдно если ты безработный значит лузер.

Если кризис не пройден: живет с родителями, сейчас есть такая тенденция что живут до 30 лет. Это удобно. Но бесперспективно. В тренинге также ищут гарантии дохода, причём перспектива заработать тридцаточку, а не миллионы привлекает намного больше.

Результат если пройден: начало экономической независимости

27-29 лет конфликт ожиданий и реальности

Задача: самореализация.

Потребность: в социальной оценке деньгами. Тут обычно появляются дети, чувство ответственности и платежи по ипотеке. Надо крутиться и серьезней относится к своему времени. Понимает что юношеские мечты покорить галактику и поставить мир на колени не соотносятся с зарплатой.

Если кризис не пройден: профессиональная дезориентация. Проще говоря когда человек в состоянии “ХЗ ЧО ДЕЛАТЬ?”

В тренинге это также пассивная позиция но здесь именно из-за множественности выбора и не способности принять самостоятельно решение.

Результат к концу периода:

– самоопределение – осознание себя в качестве члена общества,

– способность к близости без потери собственной идентичности.

  • Человек вынужден стать эффективным чтобы оплачивать счета.

35-37 лет кризис среднего возраста – оценка достижений.

Задача: Подвести итоги своей профессиональной деятельности.

Потребность: найти свои ценности, а ради чего я работаю?

Если кризис не пройден: Часто впадают в депрессию и начинают искать себя в чем-то другом, утешая мыслью “деньги не главное” в лучшем случае в семье, в худшем в алкоголе.

В тренингах часто делают вид ой “занят-занят” и под этим предлогом сливаются.

Иногда во время кризиса среднего возраста могут делать спонтанные эмоциональные покупки. Ну типа красный мустанг кабриолет чтобы показать себе и окружающим «вот смотри есть же достижения». Типичный кризис среднего возраста в Калифорнии например. (тут указана cамоирония автора статьи)

Новообразования к концу кризиса:

– самоактуализация.
Часто люди тут начинают новую карьеру, достигнув определенных вершин в предыдущей, либо готовность к роли наставника для профессиональной передачи опыта.

— Формирование капитала и финансовой подушки. Понимание что в старости нужно рассчитывать только на себя.

Акме и кризис зрелости: 45-60 лет

Основная деятельность: вершина жизненного пути личности. АКМЕ. Самореализация и творчество. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, передача опыта. Критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости.

Уровни привязанности: забота о внуках и если живы родители то и о них.

Потребности: в нахождении идеи, цели, смысла жизни. Включается миссия передачи опыта поколениям. НАСЛЕДИЕ. Лучшее время чтобы писать книги и проводить время с семьей. Передача родовых программ.

Результат к концу периода: самоусовершенствование. Сплавление личных и общественных целей.

65-87 кризис свободы, подготовка к смерти и жизнь в двух измерениях

Задача: подвести итоги жизни. Хотя при этом можно оставаться в бодрости духа, бегать марафоны, но от смерти ты не убежишь.

Потребность: смирение и принятие заботы о себе со стороны близких

Если кризис не пройден: жизнь в страхе смерти за не реализованную жизнь.

Новообразования к концу кризиса:

– мудрость.

100 лет – последний кризис: усталость от силы по Кастанеде это последнее испытание.

Задача: отдать силу и перейти на новый уровень духовного развития

Потребность: окончательное рождение Личности.

Если кризис не пройден: в этой жизни уже ничего. пустота.

Да, современные технологии позволяют увеличить продолжительность жизни, раньше в 40 лет если выжил — считай герой. Поэтому и уважали стариков.

Сегодня продолжительность жизни увеличилась, возможно мы столкнемся и с кризисом в 120-130-150 лет, поживем увидим. Но сейчас мы имеем то, что имеем.

Если у вас вдруг какой-то кризис сейчас обострился, то в Школе Акмеологии (а где ж еще) у вас будет отличная возможность проработать свой личный кризис и еще на этом заработать.

Потому что если вы думаете что этот кризис только у вас и ни у кого в этой галактике, то глубоко ошибаетесь. Люди мучаются и ждут помощи (возможно вашей)


Понравилась статья?
Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp